ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Судебная практика

Почему опасно включать в договоры третейскую оговорку

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ

  1. Законодатель предусматривает возможность включения третейской оговорки в договоры. Однако этого не следует делать, если в правоотношениях есть публичный интерес.
  2. Нет однозначного ответа на вопрос, могут ли третейские суды рассматривать споры, вытекающие из публичных правоотношений. 
  3. Даже если у вас есть положительное решение третейского суда, государственный суд может отказать в выдаче исполнительного листа. При наличии в договоре третейской оговорки не исключено, что суд вообще не станет рассматривать дело.
Р.М. ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-Право»

Что такое третейское разбирательство

Под третейским разбирательством понимается процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом. В Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» понятие «третейское разбирательство» и «арбитраж»  равнозначны. Они обозначают процесс, в котором третейский суд рассматривает спор и принимает арбитражное решение. Поэтому говорить об арбитраже как о синониме государственных арбитражных судов сегодня неверно.

Передача дела на рассмотрение третейского суда происходит на основании арбитражного соглашения. Это соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение конкретного третейского суда. Если такое соглашение не достигнуто, третейский суд не станет рассматривать спор.

Документ

Закон № 382-ФЗ вступил в силу 1 сентября 2016 года. Ранее действовавший Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ теперь применяется только к арбитражам, начатым до 1 сентября 2016 года

По Закону № 382-ФЗ стороны могут заключить арбитражное соглашение в простой письменной форме или включить его в текст заключаемого гражданско-правового договора в виде третейской оговорки.

ВАС исключил третейскую оговорку из муниципальных контрактов

В 2014 году Высший арбитражный суд РФ фактически исключил третейскую оговорку из элементов муниципального контракта. Судьи отметили, что отношения, возникающие при размещении заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отличает совокупность особенностей (определение ВАС РФ от 28 января 2014 г. № ВАС-11535/2013).

1. Контракт заключается в публичных интересах публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением).

2. Цель заключения контракта – удовлетворение государственных или муниципальных потребностей.

3. Финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

4. Оформляемые по процедуре Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ контракты имеют публичную основу, преследуют публичный интерес и направлены на достижение результата, необходимого в публичных целях для удовлетворения публичных нужд и достигаемого за счет бюджетных средств.

В то же время третейская оговорка осталась во многих других соглашениях, которые органы местного самоуправления заключают с представителями частных компаний. Например, ее включают в концессионные соглашения, соглашения о муниципально-частном партнерстве, договоры аренды земельных участков.

По договорам аренды земельного участка суды заняли разные позиции

Законодательство предусматривает возможность по соглашению сторон третейского разбирательства передать в третейский суд любой спор, возникший из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ).

Государственный суд может отказать в выдаче исполнительного листа даже при наличии положительного решения третейского суда

Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения путем третейского разбирательства означает, что в третейский суд нельзя передать споры, которые возникают из публичных правоотношений и рассматриваются в порядке особого производства дела. А передача в аренду земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, органом местного самоуправления – это следствие реализации им публичных полномочий.

Кроме того, судьи учли принципы третейского разбирательства:

  • конфиденциальность, закрытость процесса;
  • неформальный характер разбирательства;
  • упрощенный порядок сбора и представления доказательств;
  • отсутствие информации о принятых решениях;
  • невозможность проверки принятых решений и их пересмотра по существу.

Все это не позволяет обеспечить соблюдение принципов законодательства при передаче в аренду участков из земель публичной собственности (определение Конституционного суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 2214-О; постановление Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2014 г. № 11059/13 по делу № А26-9592/2012).

Вопрос о возможности применения третейской оговорки в договорах аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, сегодня не решен однозначно. На практике суды придерживаются разных позиций.

В некоторых случаях это приводит к отмене решений третейских судов по спорам с участием органов местного самоуправления.

Пример 1. Администрация города Дубны Московской области обратилась в третейский суд при городской торгово-промышленной палате. Суд взыскал в пользу муниципалитета задолженность с СПКЗ «Новый город» по договору аренды земельного участка. Затем муниципалитет обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа, но получил отказ. Более того, арбитражный суд отменил решение третейского суда.

Судьи отметили, что в силу пункта 2 статьи 1 Закона 102-ФЗ по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Как указал Конституционный суд РФ в пункте 4 постановления от 26 мая 2011 г. № 10-П, публично-правовой характер споров, предопределяющий невозможность их передачи на рассмотрение третейского суда, не обусловливается видом имущества (движимого или недвижимого). Нужно исходить из специфики правоотношений, из которых возникает спор относительно данного имущества, и из состава участвующих в споре лиц. При передаче в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеет место совокупность публичного интереса, публичного субъекта и бюджетных средств (определение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2016 г. по делу № А41-57828/2016).

Рекомендация

О новом в госрегистрации недвижимости читайте в журнале «Практика муниципального управления» № 10, 2016

Исполнительный лист может потребоваться и в других случаях рассмотрения споров третейскими судами. Так, с 1 сентября 2016 года, если отсутствует исполнительный лист, выданный на основании судебного акта государственного суда, арбитражное решение не считается основанием для включения сведений в государственные реестры: ЕГРП, ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Это следует из положений Закона № 382-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ. Таким образом, без исполнительного листа муниципалитет не сможет зарегистрировать права на спорный объект недвижимости, даже если есть решение третейского суда.

Новое требование распространяется также на реестр владельцев именных ценных бумаг и иные реестры на территории России.

Иногда государственные суды вообще отказываются рассматривать споры по договорам аренды земельного участка с третейской оговоркой.

Рекомендация

Статью о спорах об арендной плате за землю читайте в журнале «Практика муниципального управления» № 8, 2016

Пример 2. Администрация города Сочи обратилась в арбитражный суд с иском к частной компании, которая не внесла плату за использование земельного участка. Суд первой инстанции удовлетворил иск. Но суд апелляционной инстанции отменил это решение и отказал городской администрации в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд округа поддержал позицию апелляционного суда. Судьи отметили, что третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением, если:

– договор заключен в письменной форме;
– данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Суд кассационной инстанции оставил требование без рассмотрения, поскольку стороны включили в договор аренды оговорку о передаче всех споров о взыскании невнесенной арендной платы и пени на рассмотрение третейского суда. Администрация не представила в материалы дела доказательств того, что эта третейская оговорка недействительна, утратила силу или не может быть исполнена (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2016 г. № Ф08-9535/2015).

Третейский суд имеет право решить вопрос о своей компетенции самостоятельно. Такая возможность предусмотрена частью 1 статьи 16 Закона № 382-ФЗ. Заявление об отсутствии компетенции может сделать одна из сторон, а суд принимает решение по этому вопросу. Однако в большинстве случаев третейские суды принимают решение о подведомственности спора не в заявочном порядке и не уточняя обстоятельств дела.

Выводы

Если вы уже заключили договор с третейской оговоркой, внесите в него изменения. Предусмотрите, что в случае спора стороны должны обращаться в государственный суд

Прежде чем включить третейскую оговорку в договоры с субъектами предпринимательской деятельности, учтите два обстоятельства.

1. Вы не сможете передать спор на рассмотрение государственного арбитражного суда, поскольку формально третейская оговорка недействительной не признана и подлежит применению.

2. Даже если третейский суд удовлетворит ваши требования, муниципалитету может быть отказано в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Причина в том, что спор неподведомственен третейскому суду, так как в правоотношениях сторон имеет место публичный элемент. Без исполнительного листа исполнение решения третейского суда будет невозможно. Поэтому процедура взыскания долга может растянуться на длительное время.

Учитывая изменения в законодательстве, неопределенность судебной практики, отсутствие реальных механизмов разрешения вопроса с компетенцией третейского суда, органам местного самоуправления следует воздержаться от включения третейской оговорки в договоры.

Если вы уже заключили договор с третейской оговоркой, внесите в него изменения. Предусмотрите передачу споров на рассмотрение в государственные суды.