ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Землепользование и градостроительство

Как внедрить в городе дизайн-код

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ

  1. Власти города Глазова закрепили единый дизайн-код на законодательном уровне. Проект прошел общественное обсуждение, поэтому новые правила не застали жителей врасплох.
  2. Чтобы люди чувствовали себя комфортно в городском пространстве, оно должно быть гармоничным. Внешний вид фасадов, вывесок и витрин играет в этом ключевую роль.
  3. Опыт создания дизайн-кода уже есть в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Ижевске, Казани. Единые правила помогли заметно улучшить облик этих городов. 
В.И. ЗЫРЯНОВ, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Глазова, главный архитектор

Дизайн-код города Глазова

Увидеть индивидуальность и красоту города, его уникальную архитектуру зачастую мешает обилие рекламы: разномастной, кричащей, всех размеров и цветов. Компании размещают рекламные носители повсюду: на фасадах зданий и заборах, вдоль основных городских улиц, на окнах и витринах. В городе Глазове (Удмуртская Республика) нашли решение этой проблемы.

В 2016 году был разработан единый дизайн-код для города. Теперь все вывески, рекламные конструкции, а также внешний облик фасадов зданий должны подчиняться общим для всех правилам. В них определены требования к цветовым, объемно-пространственным решениям и другим параметрам городских объектов и их элементов. Требования обоснованные, логичные, закономерные.

Правовая основа

В последние годы некоторые российские города подошли к созданию единого дизайн-кода. Их власти разработали концепции, в которых разъяснили, что можно строить и размещать в историческом центре, а что нет. Но о правовой основе позаботились не все. А там, где нет законодательных рычагов, собственников зданий и рекламодателей невозможно заставить выполнять указания муниципалитета.

В Глазове пошли другим путем. Мы начали с разработки нормативных документов. Органы местного самоуправления внесли изменения в Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов». Глазовская городская Дума утвердила документ решением от 28 ноября 2012 г. № 258. В правилах появились термины и понятия малых архитектурных форм, информационных конструкций, вывесок, архитектурного облика сложившейся застройки, перечень нарушений архитектурно-градостроительного облика объекта.

Правительство Удмуртии утвердило изменения в правилах землепользования и застройки города Глазова распоряжением от 14 марта 2016 г. № 216-р. Теперь собственники должны согласовывать проекты вывесок и облик объектов с управлением архитектуры и градостроительства городской администрации (п. 10.2.3. Правил благоустройства). Раньше инициатива всегда исходила от архитектора, сами собственники за согласованием не обращались. Сейчас это обязательная процедура.

Документ

Администрация города Глазова утвердила регламенты постановлениями от 4 апреля 2016 г. № 20/4 и от 18 мая 2016 г. № 20/9

Весной 2016 года начали действовать два новых регламента по предоставлению муниципальных услуг. Один касается процедуры согласования эскизов вывесок, другой – согласования архитектурно-градостроительного облика объекта.

Пример 1. На фризе здания – три вывески в ряд. Две из них стилистически похожи. На третьей шрифт названия магазина в три раза больше, чем на соседних вывесках. В результате она визуально выбивается из общего стиля, нарушает гармонию. Поэтому власти потребуют привести такую вывеску в соответствие действующим в городе требованиям.

Городские власти не заставляют организации менять логотипы, шрифты и фирменные цвета, чтобы не нарушать права учредителя или собственника. Орган местного самоуправления определяет только:

  • где можно разместить вывеску (рекламу);
  • ее допустимые размеры;
  • как она изготовлена (в виде светового короба или отдельными буквами);
  • пропорции шрифта, его высоту по отношению к высоте вывески.

Свой регламент есть и для рекламы в окнах и витринах магазинов, торговых центров. Ее можно размещать исключительно на внутренней стороне окна или витрины с относом на 15−20 см внутрь. Площадь такой рекламы не должна превышать 50 процентов от площади окна или витрины.

Рекомендация

Установите понятные и логичные правила, а также выполнимые сроки, в которые предприниматели будут устранять нарушения

Новые требования не стали неожиданностью для глазовчан. На этапе разработки Управление архитектуры и градостроительства администрации провело несколько открытых круглых столов с творческими людьми, художниками, архитекторами и неравнодушными к облику города жителями. Мы позиционировали свое отношение к дизайн-коду и смысловые понятия, которые в него закладываем.

Еще один важный аспект дизайн-кода Глазова – зонирование. В разных районах города действуют разные по жесткости требования. Самые строгие – к зданиям и объектам в центральной части города. Менее строгие – к объектам на улицах, прилегающих к центральным, и на окраинах города.

Борьба с нарушителями

Выиграть суд помогают фиксация нарушения и грамотно составленный иск

Выявление нарушений – важная часть работы специалистов Управления архитектуры и градостроительства города Глазова. Они проводят еженедельные объезды, фотографируют несогласованную рекламу и объекты, не соответствующие городским требованиям. Если специалисты обнаруживают несогласованную вывеску, управление выдает распоряжение о демонтаже. Владелец вывески обязан демонтировать вывеску в течение трех дней. Другие правила действуют, если владелец объекта не привел его в порядок в установленный срок и не получил разрешение Управления архитектуры и градостроительства на изменение облика. Тогда управление направляет письмо о нарушении в полицию. Ее сотрудник составляет протокол об административном правонарушении, за которое собственнику придется уплатить штраф.

Организации не всегда выполняют требования администрации. В таких случаях выиграть суд помогают фиксация нарушения, грамотно составленный иск и обоснованная аргументация.

Пример 2. Администрация города Глазова выиграла суд у федеральной торговой сети «Красное и белое» (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2014 г. по делу № А71-6878/2014). В результате владельцы сети привели оформление пяти магазинов в соответствие городским нормам. Суд продолжался больше года. Сейчас такой же процесс возможен в отношении еще одной сети – «Магнит-косметик». Представители сети облицевали белым сайдингом половину здания на центральной улице без согласования с управлением архитектуры.

Для справки

В Европе действуют жесткие ограничения на дизайн

В европейских городах дизайн-код – это четкие, но незаметные для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах. Например в Лондоне такие правила действует с 1666 года. Современные нормативы помимо единообразия и эстетики внешнего облика города преследуют еще и задачу доступности и удобства пользования городской инфраструктурой.

Регламент по сохранению градостроительного контекста Дрездена регулирует ширину и высоту зданий, уличное освещение, установку радио- и телевизионных антенн, вентиляторов и рекламных конструкций, определяет места для хранения мусора. За нарушение регламента предусмотрен денежный штраф в размере до 25 тыс. евро.

В Берлине, так же как и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены из отдельных букв, без подложки. Закон требует, чтобы они висели исключительно между первым и вторым этажами. Цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор утверждает еще на стадии проекта здания. 

Опыт других российских городов

Единые стандарты оформления объектов, или дизайн-код, – для России новое и не совсем привычное явление. Дизайн-коды разработаны и приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Ижевске и некоторых других городах.

Москва

Правительство Москвы утвердило Правила размещения и содержания информационных конструкций постановлением от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП. Ранее в этой области уже действовали правила, но комплексно городские власти взялись за облик столицы недавно. Первым шагом на пути к расчистке городского пространства от визуального мусора стало распоряжение мэра Сергея Собянина убрать перетяжки. Это сразу преобразило облик многих столичных улиц.

Полезно знать

В историческом центре Москвы нельзя устанавливать на объектах наружные кондиционеры и спутниковые тарелки

Городские власти хотят превратить улицы в пространство, где приятно находиться. В новом дизайн-коде Москвы сегодня действуют правила размещения вывесок на зданиях до 1952 года постройки. Их фасады нельзя прятать за фальшфасадами и декоративными панелями. Вывеска должна состоять из отдельных букв. Размещать ее можно только между первым и вторым этажами зданий. Вывеска не должна закрывать декоративные элементы здания. Некоторый простор для творчества городские власти все-таки предоставили. Так, отдельные буквы и знаки могут быть плоскими или объемными. Их можно крепить на некотором расстоянии от стены или вплотную к ней. Можно расположить и логотип, но он должен быть выполнен в виде объемной фигуры. Запрещены световые короба, мигающие или гудящие вывески, надписи на полотнах баннеров, на плексигласе. Реакция владельцев информационных конструкций на появление столичного дизайн-кода была негативной, стоимость новых вывесок и щитов никто не возмещал. Тем не менее все компании выполнили новые требования. И через несколько лет Москва преобразилась в лучшую сторону.

Внимание

В Санкт-Петербурге правила жестче, чем в Москве. Они регламентируют не только размещение вывесок и их размер, но и местоположение летних кафе, урн, контейнеров, остановок

Тула

В Туле действуют не менее жесткие нормы, чем в столице. Городская администрация утвердила Правила размещения информационных конструкций постановлением от 21 февраля 2014 г. № 454. Владелец объекта может разместить вывеску только в пределах внешней площади помещения, которое занимает. Вывеска не должна перекрывать архитектурные элементы (колонны, пилястры, орнамент, лепнину). Если в здании одна организация, то и вывеска должна быть только одна. Если организаций несколько, их вывески размещаются в один ряд между первым и вторым этажами над входом или окнами. Нельзя устанавливать вывески на ограждающих конструкциях: декоративных заборах, шлагбаумах, перилах. Запрещается полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, витражей и витрин. Не допускается размещение вывесок в оконных проемах, в виде отдельно стоящих штендеров, на стенах жилого помещения и глухих торцах здания. Консольные рекламные вывески нужно располагать на расстоянии не менее 10 м друг от друга. Если организация находится в подвальном помещении, ее вывеска должна находиться не ниже 60 см от земли.

В тульских правилах есть приложение, где в графическом виде показано, как нужно размещать информационные конструкции на городских объектах. Такие приложения полезны для тех, кто обязан их соблюдать.

Заключение

Нужны ли городу единые правила, решать органам власти. Но городам, которые внедрили дизайн-код, становится проще:

  • не потерять пространственную целостность в результате строительства объектов новой архитектуры;
  • сохранить красоту и историческую ценность памятников культурного наследия;
  • сделать пространство комфортным, чистым и максимально привлекательным для местных жителей и гостей.